Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛА ЮНОГО ПИСАТЕЛЯ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Учебная Программа Младшей группы (1-й год обучения)

Порядковый

номер

занятия

Т Е М А

Содержание Программы по

занятиям

Количество     часов

2017

     

1

Знакомимся

В игровой форме рассказываем о себе и своих увлечениях, читаем свои произведения (по желанию).

2

2

Детское творчество как явление

Беседа о журнале «Лучик» и его юных авторах.

2

3

Литературная игра «Закончи рассказ»

 

(детям предлагается рассказ, к которому они должны придумать окончание).

2

4

Беседа о Серебряном веке

 

Читаем детские стихи Осипа Мандельштама

2

5

Творческая часть..

 

Читаем свои произведения, учимся обсуждать, анализировать и быть при этом доброжелательными

2

6

Журнал «Лучик»

 

Обсуждаем произведения текущего номера, высказываем свое мнение.

2

7

Теоретическая часть. Лимерик как форма стиха

Узнаем, сравниваем, выполняем творческое задание – пишем лимерик.

2

8

Беседа о Серебряном веке

 

Читаем детские стихи Марины Цветаевой. Обсуждение.

2

9

Теоретическая часть. Что такое акростих

 

Выполняем творческое задание – пишем акростих.

2

10

Беседа о Серебряном веке

 

Читаем детские стихи Анны Ахматовой.

2

11

Теоретическая часть. Узнаем, что такое этюд

 

Предлагаем темы самостоятельно. Выбираем тему и пишем короткий этюд. Читаем и обсуждаем наши этюды.

2

12

Серебряный век

Знакомимся с творчеством Игоря Северянина.

2

13

Теоретическая часть. Знакомимся со стихотворными размерами..

 

Ямб, хорей. Упражняемся, выполняем задание по данной теме

2

14

Серебряный век

Читаем Владислава Ходасевича.

2

15

Теоретическая часть. Закрепляем двухсложные размеры

 

Выполняем задание, читаем вслух, обсуждаем

2

16

Рассказываем о наших любимых книгах

 

Учимся строить устный рассказ на заданную Искусство убеждения: основные приёмы. Убеждаем друг друга в том, что наши любимые книги – самые лучшие.

2

17

Азы критики

Выбираем самое удачное и самое неудачное произведение из журнала..

Доказываем свою точку зрения, анализируем, спорим

2

18

Теоретическая часть. Пишем этюд на заданную тему

 

Читаем наши этюды – обсуждаем достоинства и недостатки.

2

19

Серебряный век

Читаем детские стихи Александра Блока. Рассуждаем о связи творчества писателя и фактами его биографии.

2

20

Теоретическая часть.

 

Изучаем трехсложные размеры.

2

21

Эпистолярный жанр

 

Пишем письмо Александру Блоку

2

22

Повторяем трехсложные размеры

 

Пытаемся изменить размер стихотворения

2

23

Художественная проза. Малая форма. Сюжет. Фабула

Создаём свои собственные литературные произведения по картинам известных художников.

Читаем, что получилось. Сравниваем с теми сюжетами, которые имели ввиду сами художники.

2

24

Белый стих. Верлибр

Пишем свои стихи по мотивам картин известных художников.

Читаем, обсуждаем.

Читаем стихи, написанные по сюжетам этих картин известными поэтами.

2

25

Художественная проза. Повествователь. Рассказчик. Герой. Персонаж

Сочиняем рассказ с нетипичным повествователем: глазами ребёнка или животного, рассказчик-предмет.

2

26

Знакомимся с примерами портретов из произведений русских писателей

 

Портрет одного человека в разных настроениях: грустный, сердитый, веселый, добрый, очарованный, разочарованный и пр.

2

27

Знакомимся с примерами пейзажей из произведений русских писателей

 

Один пейзаж глазами разных героев (послушный ребенок, ворчливая старушка, непослушный ребенок, ребенок – будущий гений, добрый дедушка, заботливая мать, великий писатель, влюбленная девушка и т.п.)

2

28

Роль диалога в сюжете и создании образа

Читаем сказки, построенные на диалоге

2

29

Отличие сказки от мифа. Волшебная сказка по Проппу

Читаем народные и авторские сказки. Пишем сказку.

2

30

Размышляем о том, что такое миф. Знакомимся с образцами мифа. Говорим о том, как миф можно использовать в литературных произведениях

Пишем свои произведения, используя мифологию.

2

31

Литературный вечер

Чтение своих произведений.

2

       
   

ИТОГО

62 часа

 

 

Учебная Программа Младшей группы (2-й год обучения)

Порядковый

номер занятия

Т Е М А

Содержание Программы

по занятиям

Количество     часов

       

1

Фантастическая повесть. Фантасмагория

Знакомимся с образцами жанра.

2

2

Жанр. Фантастика и фэнтези – в чем отличие

Знакомимся с образцами жанра. Пишем фантастику или фэнтези.

2

3

Научная фантастика. Путешествие во времени

Знакомимся с образцами жанра.

2

4

Путевые заметки. Описание путешествия. Образ дороги в литературе

Знакомимся с образцами жанра.

2

5

Жанр. Детектив

Знакомимся с образцами жанра.

2

6

Жанр. Рассказ о любви

Знакомимся с образцами жанра.

2

7

 

Драма

Знакомимся с образцами жанра.

2

8

Басня. Притча. Народные жанры: шванки, фаблио. Житие святых. Использование в литературе

Знакомимся с образцами жанра.

2

9

Юмор и сатира

Разбираемся, в чем разница?

2

10

Игровые литературные жанры

Загадки. Акростихи. Палиндромы. Каламбуры.

2

11

Классификация персонажей

Архетипы и амплуа. Характер.

2

12

Типология и классификация сюжета

Разбираем сюжетные схемы

2

13

Композиция литературного произведения

Типы композиции

2

14

Язык литературного произведения.

Архаизмы, историзмы, неологизмы, профессионализмы, вульгаризмы, варваризмы. Тропы.

2

15

Сюжет и фабула

 

Написать текст, у которого сюжет и фабула не совпадают настолько, насколько это вообще возможно

2

16

Новеллистика

Написать новеллу.

2

17

Вспоминаем правила стихосложения

Написать стихи, какие – по жребию. Кому-то выпадет силлабика, кому-то силлабо-тоника разных размеров, кому-то белый стих или верлибр.

2

18

Кто такой рассказчик. Повествователь

Написать рассказ от лица повествователя – кто придумает повествователя более необычного?( ребёнок, животное, рассказчик-предмет, сумасшедший). И так, чтобы читатель только в конце смог догадаться, кто этот повествователь.

2

19

«Остранение»

 

Написать рассказ от лица инопланетянина

2

20

Портрет

Написать рассказ, в котором в центре повествования будет стоять портрет.

2

21

Написать рассказ, в котором в центре повествования будет стоять пейзаж

Один пейзаж глазами разных героев (послушный ребенок, ворчливая старушка, непослушный ребенок, ребенок – будущий гений, добрый дедушка, заботливая мать, великий писатель, влюбленная девушка и т.п.)

2

22

Диалог

Написать рассказ, построенный на диалоге.

2

23

Эпистолярный жанр

Написать рассказ, в основе композиции которого будет письмо.

2

24

Биография

Написать рассказ, в основе композиции которого будет биография.

2

25

Историческая тема

Написать рассказ, в основе композиции которого будет историческое событие.

2

26

Очерк

Написать о своей школе.

2

27

Документалистика

Написать рассказ, основанный на документальных событиях.

2

28

Сказка

Пишем рассказ, используя сказку.

2

29

Перевод

Читаеми сравниваем разные образцы перевода стихов и прозы.

Сами переводим с подстрочника. Т.С.Элиот. «Практическое котоведение»

2

30

Миф

Пишем рассказ, используя миф.

2

31

Литературный вечер

Чтение своих произведений.

2

       
   

ИТОГО

62 часа

       

 

Учебная Программа Старшей группы (1-й год обучения)

Порядковый

номер

занятия

Т Е М А

Содержание Программы

по занятиям

Количество    часов

       

1

Смысл литературного творчества. Зачем и почему люди пишут? Зачем издают написанное? Зачем и почему читают

Ребята выскажут своё мнение по этим вопросам, узнают мнения известных писателей и смогут поспорить с ними.

Прочитаем и обсудим статью Л. Толстого «Кому укого учиться писать, крестьянским ребятам унас или нам укрестьянских ребят?»

Сыграем в увлекательную игру на тренировку памяти и психологической наблюдательности.

Сделав выводы, зачем и по каким причинам люди пишут, ребята сами напишут короткие тексты, выбрав для себя в качестве мотива одну из целей.

Прочитаем написанное, постараемся угадать, с какой целью текст написан, сравним тексты, постараемся выяснить, с какой целью писать эффективнее.

2

2

Художественная проза. Малая форма. Сюжет. Фабула

Читаем новеллу Уайльда «Преступление лорда Артура Сэвила».

Выясняем, что такое сюжет, фабула. Рассказ, новелла.

Создаём свои собственные литературные произведения по картинам известных художников.

Читаем, что получилось. Сравниваем с теми сюжетами, которые имели ввиду сами художники.

2

3

Поэзия. Рифма. Размер. Белый стих. Верлибр

Читаем стихи силлабические и силлабо-тонические, написанные в разных размерах, белые стихи и верлибры. Обсуждаем разницу.

Пишем свои стихи по мотивам картин известных художников.

Читаем, обсуждаем.

Читаем стихи, написанные по сюжетам этих картин известными поэтами.

2

4

Художественная проза. Большая форма. Повесть. Роман. Зачем писать роман

Немного теории от М. Бахтина.

Разберём отличие повести от романа.

Допишем «Штосс» Лермонтова.

2

5

Художественная проза. Повествователь. Рассказчик. Герой. Персонаж

Обсуждаем, в чём различие.

Читаем «Каштанку» и «Кухарка женится» Чехова. Думаем, кто в рассказе герой?

Вспоминаем приём «отстранение» на примерах из Л. Толстого и др.

Сочиняем рассказ с нетипичным повествователем: глазами ребёнка или животного, рассказчик-предмет.

2

6

Художественная проза. Портрет. Пейзаж

Размышляем о роли портрета и пейзажа. Зачем они нужны? Можно ли через портрет передать характер, а через пейзаж – настроение человека?

Знакомимся с примерами портретов и пейзажей из произведений русских писателей.

Пишем портреты и пейзажи.

Портрет одного человека в разных настроениях: грустный, сердитый, весёлый, добрый, очарованный, разочарованный и пр.

Один пейзаж глазами разных героев (послушный ребёнок, ворчливая старушка, непослушный ребёнок, ребёнок – будущий гений, добрый дедушка, заботливая мать, великий писатель, влюблённая девушка и т.п.)

2

7

Художественная проза. Роль диалога в сюжете и создании образа

Диалоги в «Капитанской дочке» Пушкина.

2

8

Публицистика

Разберёмся, что это такое.

Переписка Курбского и Ивана Грозного.

Житие протопопа Аввакума.

Эразм Роттердамский. «Похвала глупости».

Салтыков-Щедрин. «История одного города».

Очерк. Писемский.

Почитаем образцы жанра известных писателей.

Попробуем себя в этих жанрах, обсудим написанное.

2

9

Документальная проза

Биография (автобиография). Проза Цветаевой.

2

10

Критика

Узнаем, что такое «помогающий отзыв», поговорим, должна ли быть критика доброжелательной или суровой.

Рассмотрим известные образцы строгой и доброжелательной критики и её результаты. Критика современников на «Героя нашего времени» и «Войну и мир». Толстой о Шекспире.

Напишем критические статьи на произведения «Лучика».

Чехов. «Напутствие молодому литератору».

2

11

Сказка

Отличие сказки от мифа. Волшебная сказка по Проппу. Читаем народные и авторские сказки. Пишем сказку.

2

12

Святочный рассказ

Читаем святочные рассказы западного и русского типа. Пишем свой.

2

13

Страшный (крещенский) рассказ

Читаем страшные рассказы. Пишем свой.

2

14

Миф

Размышляем о том, что такое миф. Знакомимся с образцами мифа. Говорим о том, как миф можно использовать в литературных произведениях. Пу Сун Линь. Стихи Е. Шварц из цикла «Сочинения Арно Царта». Пишем свои произведения, используя мифологию.

2

15

Фантастическая повесть. Фантасмагория

 

2

16

Жанр. Фантастика и фэнтези – в чем отличие

Знакомимся с образцами жанра. Пишем фантастику или фэнтези.

2

17

Научная фантастика. Путешествие во времени

 

2

18

Путевые заметки. Описание путешествия. Образ дороги в литературе

«Периплы» – плаванья вдоль берегов, – несохранившийся жанр древнегреческой литературы. «Периегезы» – описания сухопутных путешествий. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. «Божественная комедия» Данте. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева. «Мёртвые души» Гоголя. «Трое в лодке» Джерома К. Джерома. Путевые заметки Вайля.

Возрождаем жанр, – пишем «периплы».

2

19

Жанр. Детектив

Знакомимся с классическими образцами. Пишем детектив.

2

20

Жанр. Рассказ о любви

Читаем рассказы о романтической любви, о любви к ребёнку (И. Бунин, «Красные лапти»), родителю (Джек Лондон, «Слёзы А-Кима»), к брату/сестре (В. Драгунский, «Сестра моя Ксения»), о любви животного к хозяину и т.д.

Пишем рассказ о любви.

2

21

Жанр. Рассказ о ненависти

Чехов, «Злой мальчик»; Блок «Рассказ женщины»; А. Азимов, «Лжец» и т. д. Пишем о ненависти.

2

22

Драма

«Занимательная Греция» Гаспарова. Изучаем основы драматургии на примерах из Шекспира, Мольера, Островского. Пишем пьесу.

2

23

Басня. Притча. Народные жанры: шванки, фаблио. Житие святых. Использование в литературе

Боккаччо, Рабле и др. Знакомимся с классическими образцами, используем в своих произведениях.

2

24

Юмор и сатира. В чём разница

 

Читаем Чехова, Аверченко, Зощенко, Свифта, Салтыкова-Щедрина, Гашека. Пишем сатирические и юмористические произведения.

2

25

Игровые литературные жанры. Загадки. Акростихи. Палиндромы. Каламбуры

Использование в литературе игровых жанров. Изучаем, используем.

2

26

Классификация персонажей. Архетипы и амплуа. Характер

Знакомимся с образцами. Создаём характеры.

Немного теории от Карла Густава Юнга.

Тип в реализме и романтизме.Типичный в типических обстоятельствах и необычный в необычных обстоятельствах.

2

27

Типология и классификация сюжета

 

2

28

Композиция литературного произведения.

«1001 ночь», «Если однажды зимней ночью путник» Итало Кальвино.

Пишем произведение с нестандартной композицией.

2

29

Язык литературного произведения

Архаизмы, историзмы, неологизмы, профессионализмы, вульгаризмы, варваризмы. Тропы.

2

30

Направления. Модернизм. Что это? Основные приёмы и понятия.

Знакомимся с образцами.

Лоренс Стерн, «Жизнь и мнения Тристана Шенди, джентльмена», (1759). Триста́н Тцара́

Милорад Павич.

Саша Соколов.

Создаём постмодернистский текст с помощью газет.

2

31

Литературный вечер.

Чтение своих произведений.

2

       
   

ИТОГО

62 часа

       
       

 

Учебная Программа Старшей группы (2-й год обучения)

Порядковый

номер

занятия

Т Е М А

Содержание Программы

по занятиям

Количество     часов

       

1

Успех. Изучаем произведения, которые принесли авторам славу и известность. В чём особенности, основные черты

Пишем текст, который может быть коммерчески успешен или принесёт автору славу.

2

2

Сюжет и фабула. Вспоминаем, что это такое

Написать текст, у которого сюжет и фабула не совпадают настолько, насколько это вообще возможно.

2

3

Что такое новелла, рассказ. Вспоминаем отличия

Пишем новеллу.

2

4

Основы стихосложения

Пишем стихи, какие – по жребию. Кому-то выпадет силлабика, кому-то силлабо-тоника разных размеров, кому-то белый стих или верлибр.

2

5

Жанр короткого рассказа. Повествователь

Написать рассказ от лица повествователя – кто придумает повествователя более необычного? ( ребёнок, животное, рассказчик-предмет, сумасшедший). И так, чтобы читатель только в конце смог догадаться, кто этот повествователь. Написать рассказ от лица инопланетянина.

2

6

Система персонажей

Пишем произведение, конфликт в котором разворачивается между тремя героями, один из которых руководствуется разумом, второй чувствами, а третий – скептик.

Пишем произведение, в котором есть трикстер, субретка и неврастеник.

2

7

Рассказ. Роль портрета

Написать рассказ, в котором в центре повествования будет стоять портрет   героя или его отсутствие («Ищут пожарные, ищет милиция»; рассказ Бредбери «Марсианин».

2

8

Рассказ. Роль пейзажа

Написать рассказ, в котором в центре повествования будет стоять пейзаж. (Шекли, «Обмен разумов»). Один пейзаж глазами разных героев (послушный ребёнок, ворчливая старушка, непослушный ребёнок, ребёнок – будущий гений, добрый дедушка, заботливая мать, великий писатель, влюблённая девушка и т.п.)

2

9

Эпистолярный жанр

Написать рассказ, в основе композиции которого будет письмо.

2

10

Жанр. Биография

Написать рассказ, в основе композиции которого будет биография.

2

11

Жанр. Историческое повествование

Написать рассказ, в основе композиции которого будет историческое событие

2

12

Жанр. Выражение эмоций в рамках жанра

Панегирик или памфлет.

2

13

Жанр. Очерк

Очерк. Написать о своей школе. Помяловский. «Очерки бурсы».

2

14

Жанр. Документалистика

Написать рассказ, основанный на документальных событиях.

2

15

Диффузия жанров

Пишем рассказ, используя сказку.

2

16

Перевод

Читаеми сравниваем разные образцы перевода стихов и прозы.

Сами переводим с подстрочника. Т.С.Элиот. «Практическое котоведение».

2

17

Диффузия жанров

Пишем рассказ, используя миф.

2

18

Жанр. Отношения правды и вымысла

Написать рассказ, в основе композиции которого будет дневник или исповедь.

2

19

Как работать с записной книжкой писателя

Используем записные книжки известных писателей, воплощаем в жизнь замыслы, которые сами писатели воплотить не успели или не захотели.

2

20

Путевые заметки

Пишем путевые заметки.

«Периплы» – плаванья вдоль берегов, – несохранившийся жанр древнегреческой литературы. «Периегезы» – описания сухопутных путешествий. Возрождаем жанр, – пишем «периплы» и «периегезы».

2

21

Трансформация жанра

Трансформация жанра. Превращаем классическое реалистическое произведение в фантастическое, а фантасмагорию – в реализм

2

22

Трансформация жанра

Трансформация жанра. Превращаем классическое реалистическое произведение в детектив.

2

23

Жанр. Рассказ о любви

Пишем рассказ о любви от лица существа противоположного пола.

2

24

Трансформация жанра

Превращаем известную драму в прозу, а известные стихи – в драму.

2

25

Жанровая инклюзия

Пишем произведение, в основе композиции которого – народные жанры (басни, анекдоты, байки, шванки, фаблио.)

2

26

Жанр. Агиография

Пишем житие святых.

2

27

Юмористика

Пишем юмористический или сатирический рассказ.

2

28

Жанровая инклюзия

Пишем произведение, в основе композиции которого – загадка, каламбур или палиндром.

2

29

Система персонажей

Пишем произведение, конфликт в котором разворачивается между протагонистом, антагонистом и ментором.

2

30

Идейная проблематика произведения

Пишем Героя Нашего Времени.

Пишем о лишнем человеке в современном обществе.

Пишем Преступление и наказание нашего времени.

Пишем о маленьком человеке нашего времени.

Пишем Фауста нашего времени.

2

31

Литературный вечер.

Чтение своих произведений.

2

       
   

ИТОГО

62 часа

 

 

 

joomla3x