Лента школы

ВСЕГДА ЛИ РУЖЬЁ ВЫСТРЕЛИВАЕТ?
Занятие Надежды Гальпериной  

Упомянули о чеховском ружье. Обязано ли оно выстреливать?

В реалистическом произведении — да.

Но не обязательно, чтобы главный герой хватал его, с топотом выбегал к рампе и стрелял оглушительно, а всю сцену заволакивали бы клубы дыма. Выстрелить может и второстепенный персонаж на заднем плане. И внесценический персонаж за кулисами. Выстрел может звучать тихо или вообще быть неслышным, слившимся с невидимыми миру слезами.

Ружье 1.jpg

В любом произведении ружье обязано что-то сделать. При выходе за рамки реализма оно может НЕ выстрелить демонстративно, и произвести тем большее впечатление, чем если окажется в руках главного героя, с топотом выбежавшего к рампе.

Но если ружье просто забыто автором, оно застревает в мозгу читателя и раздражает, и мучает…

Это к вопросу о том, почему критика на произведения искусства бывает такой злой (а ведь, казалось бы, о вкусах не спорят). Все недоработки автора — «занозы» в мозгу читателя, зрителя, слушателя… Это как для человека с хорошим слухом фальшивая нота, пронимающая до физической боли.

Собственно, учиться писать — это как для музыканта развивать слух. Музыканту идеальный слух не обеспечит идеальной техники сочинения. А писателю — да.


Поделиться


Вернуться к списку