Программа школы



ПРОГРАММА ШКОЛЫ

Учебная Программа младшей группы (1-й год обучения)


№ занятия

Тема

Содержание

Кол-во часов


1

Ознакомительное занятие

В игровой форме рассказываем о себе и своих увлечениях, читаем свои произведения (по желанию).

2


2

Детское творчество как явление

Беседа о журнале «Лучик» и его юных авторах.

2


3

Литературная игра «Закончи рассказ»

(детям предлагается рассказ, к которому они должны придумать окончание).

2



4

Беседа о Серебряном веке

Читаем детские стихи Осипа Мандельштама

2



5

Творческая часть..

Читаем свои произведения, учимся обсуждать, анализировать и быть при этом доброжелательными

2



6

Журнал «Лучик»

Обсуждаем произведения текущего номера, высказываем свое мнение.

2



7

Теоретическая часть. Лимерик как форма стиха

Узнаем, сравниваем, выполняем творческое задание – пишем лимерик.

2


8

Беседа о Серебряном веке

Читаем детские стихи Марины Цветаевой. Обсуждение.

2



9

Теоретическая часть. Что такое акростих

Выполняем творческое задание – пишем акростих.

2



10

Беседа о Серебряном веке

Читаем детские стихи Анны Ахматовой.

2



11

Теоретическая часть. Узнаем, что такое этюд

Предлагаем темы самостоятельно. Выбираем тему и пишем короткий этюд. Читаем и обсуждаем наши этюды.

2



12

Серебряный век

Знакомимся с творчеством Игоря Северянина.

2


13

Теоретическая часть. Знакомимся со стихотворными размерами..

Ямб, хорей. Упражняемся, выполняем задание по данной теме

2



14

Серебряный век

Читаем Владислава Ходасевича.

2


15

Теоретическая часть. Закрепляем двухсложные размеры

Выполняем задание, читаем вслух, обсуждаем

2



16

Рассказываем о наших любимых книгах

Учимся строить устный рассказ на заданную Искусство убеждения: основные приёмы. Убеждаем друг друга в том, что наши любимые книги – самые лучшие.

2



17

Азы критики

Выбираем самое удачное и самое неудачное произведение из журнала..

2


Доказываем свою точку зрения, анализируем, спорим


18

Теоретическая часть. Пишем этюд на заданную тему

Читаем наши этюды – обсуждаем достоинства и недостатки.

2



19

Серебряный век

Читаем детские стихи Александра Блока. Рассуждаем о связи творчества писателя и фактами его биографии.

2


20

Теоретическая часть.

Изучаем трехсложные размеры.

2



21

Эпистолярный жанр

Пишем письмо Александру Блоку

2



22

Повторяем трехсложные размеры

Пытаемся изменить размер стихотворения

2



23

Художественная проза. Малая форма. Сюжет. Фабула

Создаём свои собственные литературные произведения по картинам известных художников.

2


Читаем, что получилось. Сравниваем с теми сюжетами, которые имели ввиду сами художники.


24

Белый стих. Верлибр

Пишем свои стихи по мотивам картин известных художников.

2


Читаем, обсуждаем.


Читаем стихи, написанные по сюжетам этих картин известными поэтами.


25

Художественная проза. Повествователь. Рассказчик. Герой. Персонаж

Сочиняем рассказ с нетипичным повествователем: глазами ребёнка или животного, рассказчик-предмет.

2


26

Знакомимся с примерами портретов из произведений русских писателей

Портрет одного человека в разных настроениях: грустный, сердитый, веселый, добрый, очарованный, разочарованный и пр.

2



27

Знакомимся с примерами пейзажей из произведений русских писателей

Один пейзаж глазами разных героев (послушный ребенок, ворчливая старушка, непослушный ребенок, ребенок – будущий гений, добрый дедушка, заботливая мать, великий писатель, влюбленная девушка и т.п.)

2



28

Роль диалога в сюжете и создании образа

Читаем сказки, построенные на диалоге

2


29

Отличие сказки от мифа. Волшебная сказка по Проппу

Читаем народные и авторские сказки. Пишем сказку.

2


30

Размышляем о том, что такое миф. Знакомимся с образцами мифа. Говорим о том, как миф можно использовать в литературных произведениях

Пишем свои произведения, используя мифологию.

2


31

Литературный вечер

Чтение своих произведений.

2



 

ИТОГО

62 часа







Учебная программа младшей группы (2-й год обучения)


№ занятия

Тема

Содержание

Количество часов


1

Фантастическая повесть. Фантасмагория

Знакомимся с образцами жанра.

2


2

Жанр. Фантастика и фэнтези – в чем отличие

Знакомимся с образцами жанра. Пишем фантастику или фэнтези.

2


3

Научная фантастика. Путешествие во времени

Знакомимся с образцами жанра.

2


4

Путевые заметки. Описание путешествия. Образ дороги в литературе

Знакомимся с образцами жанра.

2


5

Жанр. Детектив

Знакомимся с образцами жанра.

2


6

Жанр. Рассказ о любви

Знакомимся с образцами жанра.

2


7

 

Знакомимся с образцами жанра.

2


Драма


8

Басня. Притча. Народные жанры: шванки, фаблио. Житие святых. Использование в литературе

Знакомимся с образцами жанра.

2


9

Юмор и сатира

Разбираемся, в чем разница?

2


10

Игровые литературные жанры

Загадки. Акростихи. Палиндромы. Каламбуры.

2


11

Классификация персонажей

Архетипы и амплуа. Характер.

2


12

Типология и классификация сюжета

Разбираем сюжетные схемы

2


13

Композиция литературного произведения

Типы композиции

2


14

Язык литературного произведения.

Архаизмы, историзмы, неологизмы, профессионализмы, вульгаризмы, варваризмы. Тропы.

2


15

Сюжет и фабула

Написать текст, у которого сюжет и фабула не совпадают настолько, насколько это вообще возможно

2



16

Новеллистика

Написать новеллу.

2


17

Вспоминаем правила стихосложения

Написать стихи, какие – по жребию. Кому-то выпадет силлабика, кому-то силлабо-тоника разных размеров, кому-то белый стих или верлибр.

2


18

Кто такой рассказчик. Повествователь

Написать рассказ от лица повествователя – кто придумает повествователя более необычного?( ребёнок, животное, рассказчик-предмет, сумасшедший). И так, чтобы читатель только в конце смог догадаться, кто этот повествователь.

2


19

«Остранение»

Написать рассказ от лица инопланетянина

2



20

Портрет

Написать рассказ, в котором в центре повествования будет стоять портрет.

2


21

Написать рассказ, в котором в центре повествования будет стоять пейзаж

Один пейзаж глазами разных героев (послушный ребенок, ворчливая старушка, непослушный ребенок, ребенок – будущий гений, добрый дедушка, заботливая мать, великий писатель, влюбленная девушка и т.п.)

2


22

Диалог

Написать рассказ, построенный на диалоге.

2


23

Эпистолярный жанр

Написать рассказ, в основе композиции которого будет письмо.

2


24

Биография

Написать рассказ, в основе композиции которого будет биография.

2


25

Историческая тема

Написать рассказ, в основе композиции которого будет историческое событие.

2


26

Очерк

Написать о своей школе.

2


27

Документалистика

Написать рассказ, основанный на документальных событиях.

2


28

Сказка

Пишем рассказ, используя сказку.

2


29

Перевод

Читаеми сравниваем разные образцы перевода стихов и прозы.

2


Сами переводим с подстрочника. Т.С.Элиот. «Практическое котоведение»


30

Миф

Пишем рассказ, используя миф.

2


31

Литературный вечер

Чтение своих произведений.

2


 

 

ИТОГО

62 часа


 





Учебная программа старшей группы (1-й год обучения)


№ занятия

Тема

Содержание

Количество часов


1

Смысл литературного творчества. Зачем и почему люди пишут? Зачем издают написанное? Зачем и почему читают

Ребята выскажут своё мнение по этим вопросам, узнают мнения известных писателей и смогут поспорить с ними.

2


Прочитаем и обсудим статью Л. Толстого «Кому укого учиться писать, крестьянским ребятам унас или нам укрестьянских ребят?»


Сыграем в увлекательную игру на тренировку памяти и психологической наблюдательности.


Сделав выводы, зачем и по каким причинам люди пишут, ребята сами напишут короткие тексты, выбрав для себя в качестве мотива одну из целей.


Прочитаем написанное, постараемся угадать, с какой целью текст написан, сравним тексты, постараемся выяснить, с какой целью писать эффективнее.


2

Художественная проза. Малая форма. Сюжет. Фабула

Читаем новеллу Уайльда «Преступление лорда Артура Сэвила».

2


Выясняем, что такое сюжет, фабула. Рассказ, новелла.


Создаём свои собственные литературные произведения по картинам известных художников.


Читаем, что получилось. Сравниваем с теми сюжетами, которые имели ввиду сами художники.


3

Поэзия. Рифма. Размер. Белый стих. Верлибр

Читаем стихи силлабические и силлабо-тонические, написанные в разных размерах, белые стихи и верлибры. Обсуждаем разницу.

2


Пишем свои стихи по мотивам картин известных художников.


Читаем, обсуждаем.


Читаем стихи, написанные по сюжетам этих картин известными поэтами.


4

Художественная проза. Большая форма. Повесть. Роман. Зачем писать роман

Немного теории от М. Бахтина.

2


Разберём отличие повести от романа.


Допишем «Штосс» Лермонтова.


5

Художественная проза. Повествователь. Рассказчик. Герой. Персонаж

Обсуждаем, в чём различие.

2


Читаем «Каштанку» и «Кухарка женится» Чехова. Думаем, кто в рассказе герой?


Вспоминаем приём «отстранение» на примерах из Л. Толстого и др.


Сочиняем рассказ с нетипичным повествователем: глазами ребёнка или животного, рассказчик-предмет.


6

Художественная проза. Портрет. Пейзаж

Размышляем о роли портрета и пейзажа. Зачем они нужны? Можно ли через портрет передать характер, а через пейзаж – настроение человека?

2


Знакомимся с примерами портретов и пейзажей из произведений русских писателей.


Пишем портреты и пейзажи.


Портрет одного человека в разных настроениях: грустный, сердитый, весёлый, добрый, очарованный, разочарованный и пр.


Один пейзаж глазами разных героев (послушный ребёнок, ворчливая старушка, непослушный ребёнок, ребёнок – будущий гений, добрый дедушка, заботливая мать, великий писатель, влюблённая девушка и т.п.)


7

Художественная проза. Роль диалога в сюжете и создании образа

Диалоги в «Капитанской дочке» Пушкина.

2


8

Публицистика

Разберёмся, что это такое.

2


Переписка Курбского и Ивана Грозного.


Житие протопопа Аввакума.


Эразм Роттердамский. «Похвала глупости».


Салтыков-Щедрин. «История одного города».


Очерк. Писемский.


Почитаем образцы жанра известных писателей.


Попробуем себя в этих жанрах, обсудим написанное.


9

Документальная проза

Биография (автобиография). Проза Цветаевой.

2


10

Критика

Узнаем, что такое «помогающий отзыв», поговорим, должна ли быть критика доброжелательной или суровой.

2


Рассмотрим известные образцы строгой и доброжелательной критики и её результаты. Критика современников на «Героя нашего времени» и «Войну и мир». Толстой о Шекспире.


Напишем критические статьи на произведения «Лучика».


Чехов. «Напутствие молодому литератору».


11

Сказка

Отличие сказки от мифа. Волшебная сказка по Проппу. Читаем народные и авторские сказки. Пишем сказку.

2


12

Святочный рассказ

Читаем святочные рассказы западного и русского типа. Пишем свой.

2


13

Страшный (крещенский) рассказ

Читаем страшные рассказы. Пишем свой.

2


14

Миф

Размышляем о том, что такое миф. Знакомимся с образцами мифа. Говорим о том, как миф можно использовать в литературных произведениях. Пу Сун Линь. Стихи Е. Шварц из цикла «Сочинения Арно Царта». Пишем свои произведения, используя мифологию.

2


15

Фантастическая повесть. Фантасмагория

 

2


16

Жанр. Фантастика и фэнтези – в чем отличие

Знакомимся с образцами жанра. Пишем фантастику или фэнтези.

2


17

Научная фантастика. Путешествие во времени

 

2


18

Путевые заметки. Описание путешествия. Образ дороги в литературе

«Периплы» – плаванья вдоль берегов, – несохранившийся жанр древнегреческой литературы. «Периегезы» – описания сухопутных путешествий. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. «Божественная комедия» Данте. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева. «Мёртвые души» Гоголя. «Трое в лодке» Джерома К. Джерома. Путевые заметки Вайля.

2


Возрождаем жанр, – пишем «периплы».


19

Жанр. Детектив

Знакомимся с классическими образцами. Пишем детектив.

2


20

Жанр. Рассказ о любви

Читаем рассказы о романтической любви, о любви к ребёнку (И. Бунин, «Красные лапти»), родителю (Джек Лондон, «Слёзы А-Кима»), к брату/сестре (В. Драгунский, «Сестра моя Ксения»), о любви животного к хозяину и т.д.

2


Пишем рассказ о любви.


21

Жанр. Рассказ о ненависти

Чехов, «Злой мальчик»; Блок «Рассказ женщины»; А. Азимов, «Лжец» и т. д. Пишем о ненависти.

2


22

Драма

«Занимательная Греция» Гаспарова. Изучаем основы драматургии на примерах из Шекспира, Мольера, Островского. Пишем пьесу.

2


23

Басня. Притча. Народные жанры: шванки, фаблио. Житие святых. Использование в литературе

Боккаччо, Рабле и др. Знакомимся с классическими образцами, используем в своих произведениях.

2


24

Юмор и сатира. В чём разница

Читаем Чехова, Аверченко, Зощенко, Свифта, Салтыкова-Щедрина, Гашека. Пишем сатирические и юмористические произведения.

2



25

Игровые литературные жанры. Загадки. Акростихи. Палиндромы. Каламбуры

Использование в литературе игровых жанров. Изучаем, используем.

2


26

Классификация персонажей. Архетипы и амплуа. Характер

Знакомимся с образцами. Создаём характеры.

2


Немного теории от Карла Густава Юнга.


Тип в реализме и романтизме.Типичный в типических обстоятельствах и необычный в необычных обстоятельствах.


27

Типология и классификация сюжета

 

2


28

Композиция литературного произведения.

«1001 ночь», «Если однажды зимней ночью путник» Итало Кальвино.

2


Пишем произведение с нестандартной композицией.


29

Язык литературного произведения

Архаизмы, историзмы, неологизмы, профессионализмы, вульгаризмы, варваризмы. Тропы.

2


30

Направления. Модернизм. Что это? Основные приёмы и понятия.

Знакомимся с образцами.

2


Лоренс Стерн, «Жизнь и мнения Тристана Шенди, джентльмена», (1759). Триста́н Тцара́


Милорад Павич.


Саша Соколов.


Создаём постмодернистский текст с помощью газет.


31

Литературный вечер.

Чтение своих произведений.

2


 

 

ИТОГО

62 часа


 





Учебная программа старшей группы (2-й год обучения)


№ занятия

Тема

Содержание

Количество часов


1

Успех. Изучаем произведения, которые принесли авторам славу и известность. В чём особенности, основные черты

Пишем текст, который может быть коммерчески успешен или принесёт автору славу.

2


2

Сюжет и фабула. Вспоминаем, что это такое

Написать текст, у которого сюжет и фабула не совпадают настолько, насколько это вообще возможно.

2


3

Что такое новелла, рассказ. Вспоминаем отличия

Пишем новеллу.

2


4

Основы стихосложения

Пишем стихи, какие – по жребию. Кому-то выпадет силлабика, кому-то силлабо-тоника разных размеров, кому-то белый стих или верлибр.

2


5

Жанр короткого рассказа. Повествователь

Написать рассказ от лица повествователя – кто придумает повествователя более необычного? ( ребёнок, животное, рассказчик-предмет, сумасшедший). И так, чтобы читатель только в конце смог догадаться, кто этот повествователь. Написать рассказ от лица инопланетянина.

2


6

Система персонажей

Пишем произведение, конфликт в котором разворачивается между тремя героями, один из которых руководствуется разумом, второй чувствами, а третий – скептик.

2


Пишем произведение, в котором есть трикстер, субретка и неврастеник.


7

Рассказ. Роль портрета

Написать рассказ, в котором в центре повествования будет стоять портрет   героя или его отсутствие («Ищут пожарные, ищет милиция»; рассказ Бредбери «Марсианин».

2


8

Рассказ. Роль пейзажа

Написать рассказ, в котором в центре повествования будет стоять пейзаж. (Шекли, «Обмен разумов»). Один пейзаж глазами разных героев (послушный ребёнок, ворчливая старушка, непослушный ребёнок, ребёнок – будущий гений, добрый дедушка, заботливая мать, великий писатель, влюблённая девушка и т.п.)

2


9

Эпистолярный жанр

Написать рассказ, в основе композиции которого будет письмо.

2


10

Жанр. Биография

Написать рассказ, в основе композиции которого будет биография.

2


11

Жанр. Историческое повествование

Написать рассказ, в основе композиции которого будет историческое событие

2


12

Жанр. Выражение эмоций в рамках жанра

Панегирик или памфлет.

2


13

Жанр. Очерк

Очерк. Написать о своей школе. Помяловский. «Очерки бурсы».

2


14

Жанр. Документалистика

Написать рассказ, основанный на документальных событиях.

2


15

Диффузия жанров

Пишем рассказ, используя сказку.

2


16

Перевод

Читаеми сравниваем разные образцы перевода стихов и прозы.

2


Сами переводим с подстрочника. Т.С.Элиот. «Практическое котоведение».


17

Диффузия жанров

Пишем рассказ, используя миф.

2


18

Жанр. Отношения правды и вымысла

Написать рассказ, в основе композиции которого будет дневник или исповедь.

2


19

Как работать с записной книжкой писателя

Используем записные книжки известных писателей, воплощаем в жизнь замыслы, которые сами писатели воплотить не успели или не захотели.

2


20

Путевые заметки

Пишем путевые заметки.

2


«Периплы» – плаванья вдоль берегов, – несохранившийся жанр древнегреческой литературы. «Периегезы» – описания сухопутных путешествий. Возрождаем жанр, – пишем «периплы» и «периегезы».


21

Трансформация жанра

Трансформация жанра. Превращаем классическое реалистическое произведение в фантастическое, а фантасмагорию – в реализм

2


22

Трансформация жанра

Трансформация жанра. Превращаем классическое реалистическое произведение в детектив.

2


23

Жанр. Рассказ о любви

Пишем рассказ о любви от лица существа противоположного пола.

2


24

Трансформация жанра

Превращаем известную драму в прозу, а известные стихи – в драму.

2


25

Жанровая инклюзия

Пишем произведение, в основе композиции которого – народные жанры (басни, анекдоты, байки, шванки, фаблио.)

2


26

Жанр. Агиография

Пишем житие святых.

2


27

Юмористика

Пишем юмористический или сатирический рассказ.

2


28

Жанровая инклюзия

Пишем произведение, в основе композиции которого – загадка, каламбур или палиндром.

2


29

Система персонажей

Пишем произведение, конфликт в котором разворачивается между протагонистом, антагонистом и ментором.

2


30

Идейная проблематика произведения

Пишем Героя Нашего Времени.

2


Пишем о лишнем человеке в современном обществе.


Пишем Преступление и наказание нашего времени.


Пишем о маленьком человеке нашего времени.


Пишем Фауста нашего времени.


31

Литературный вечер.

Чтение своих произведений.

2


 

 

ИТОГО

62 часа