Публикации

Зачем слушать классическую музыку?

Ответ прост: это развивает интеллект. Но почему же именно классическая? Почему не любая другая? Попробуем разобраться.

Для начала давайте обратим внимание на такой факт: в популярной музыке продолжительность произведений меньше. А знаете почему? Когда в 1887 году придумали грампластинку, на неё помещалось не больше четырёх минут музыки. Нельзя было записать на пластинке оперу или балет – только отдельную арию, дивертисмент или песню.

Зато пластинки хорошо продавались, и композиторы быстро поняли, что сочинять «что-нибудь короткое» выгоднее, чем трудиться над большими произведениями.

Но проблема в том, что в «чём-нибудь коротеньком» помещается меньше информации. А ведь музыка – это информация. Когда мы угадываем предстоящий мелодический ход, наш мозг получает «эмоциональное подкрепление» – стимул к работе. А когда не угадываем, мы «удивляемся» – узнаём, что «оказывается, и так можно». В процессе этого в мозгу образуются новые нейронные связи – проще говоря, человек умнеет.

А теперь сравните: сколько информации помещается в опере, в симфонии, в скрипичном или фортепианном концерте – и сколько в песне… Получается, как в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: «Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие»… Современные популярные произведения чаще построены на повторе одной и той же музыкальной фразы – совсем коротенькой! Как мысль новорожденного Буратино…

Классическая музыка тоже начинается с какой-нибудь простой музыкальной фразы, то есть «темы». Например, всем известна «тема судьбы», с которой начинается 5-я симфония Бетховена. Её даже любят вставлять в мультфильмы и выпуски «Ералаша». В этой теме всего лишь восемь нот, она простая, легко запоминающаяся.

Сочинитель современной популярной музыки обычно на этом и останавливается: «О, какая прелесть! Да это готовый хит!». И начинает бесконечно повторять, «крутить» найденную короткую мелодию:

Ля-ля-ля-ля-ля
Весь день я напеваю!
Ля-ля-ля-ля-ля
Весь день я повторяю!

А Бетховен? В самом начале симфонии он как бы «показывает» слушателю главную тему (музыканты называют это словом «экспозиция»). А затем начинает её изменять – её играют разные группы инструментов, то быстрее, то медленнее, то в верхнем регистре, то в нижнем, тема начинает усложняться, развиваться, раздваиваться, даже «маскироваться» и «прятаться», в ней появляются всё новые и новые оттенки... Затем в музыке (не всегда, но очень часто) появляется вторая тема, побочная. Она тоже не стоит на месте, она развивается, изменяется, живёт, начинает конкурировать с главной темой, переплетаться, соревноваться...

Точно так же писали музыку и Бах, и Моцарт, и Чайковский, и другие классические композиторы. Умение слушать классическую музыку, умение ею наслаждаться – это во многом умение услышать и запомнить хотя бы главную тему, а затем научиться «узнавать» её под разными «масками».

На самом деле это интереснейшая игра – композитор, как фокусник, сперва показывает нам предмет, а потом хитро его прячет. И какое это наслаждение, когда ты вдруг понимаешь, что «Да вот же он!», и восхищаешься, как искусно автор преобразил свою стартовую тему.

Итак, если хочешь быть умным, упражнять мозг только чтением книг недостаточно. Надо познавать мир всеми доступными способами нагружать все «сенсорные каналы». Обязательно надо смотреть и слушать!

Хотите попробовать? Давайте распишем тренировку на три дня.

Первый день

Иоганн Себастьян Бах:
1. «Шутка»
2. Прелюдия и фуга № 1 а 4 voci до мажор
Ну как, ничего? Не страшно? Тогда добавьте ещё:

3. Георг Гендель, «Сарабанда». И отдыхать!

Второй день

Амадей Моцарт.
1. «Маленькая ночная серенада»
2. «Аллилуйя»
3. «Лакримоза»
Если хотя бы одно из этих произведений вам понравилось, вы уже молодец!

Третий день

Людвиг ван Бетховен.
1. Аллегретто из симфонии № 7, опус 92.
2. Увертюра к спектаклю «Эгмонт».
{$co}
3. «Ода к радости».
У вас прекрасные задатки, если получилось это послушать!
Напишите нам о своих впечатлениях, и если захотите, мы продолжим тренировки в следующих статьях.

Но помните два простых правила. Первое: слушать надо, не отвлекаясь, не занимаясь никакими другими делами. И второе: когда слушаете, старайтесь угадывать, что будет дальше? Куда «повернёт» мелодия?

А если это упражнение утомит, просто закройте глаза и представляйте себе картины, которые показывает вам музыка.
«Лучик» № 9, 2021